В конце марта председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление по экспериментальному нормативному регулированию в области практического использования беспилотных авиационных систем в пяти регионах России. Испытывать тяжелые авиационные беспилотники будут в Томской области, Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
ТАСС поговорил с руководителем Сибирского центра Фонда перспективных исследований (ФПИ) Владиславом Сычковым о том, как будет проходить внедрение беспилотников в Томской области и какие задачи необходимо решить для их успешного коммерческого применения.
Сегодня в России легальная эксплуатация беспилотных авиационных систем (БАС) свыше 30 кг является задачей сложной и практически невыполнимой. Как отметил Сычков, в доказательство этому достаточно сказать, что на текущий момент нет ни одного беспилотного воздушного судна, которое бы имело сертификат летной годности, равно как нет организации — эксплуатанта БАС, которая имеет сертификат эксплуатанта, без которого практические полеты для решения народно-хозяйственных задач невозможны.
Таким образом, программа экспериментального правового режима (ЭПР) направлена на то, чтобы создать разумные нормативные условия для возможности практического применения крупноразмерных БАС.
"Рабочие задачи в рамках ЭПР разбиты на два этапа. Это не значит, что вышло постановление и можно летать кому угодно и куда угодно. Сама программа ЭПР включает в себя упрощенные экспериментальные регламенты, позволяющие подойти к легитимной эксплуатации беспилотных воздушных судов, в том числе регламенты по оценке практических навыков внешних пилотов и оформлению временных свидетельств, оценке годности беспилотников. Это облегченная форма сертификации, но сделать ее важно", — пояснил представитель ФПИ.
Он также отметил, что для проведения сертификационных работ одним из субъектов пилотной зоны в Томской области является компетентная в данном вопросе компания АО "АСЦ "СибНИА-Тест". Именно эта площадка будет профессионально оценивать годность БАС к эксплуатации для участия в ЭПР.
Следующий нормативный барьер, который мы немного с помощью программы отодвинули: у нас нет ни одного легитимного внешнего пилота. Для того чтобы управлять тяжелым беспилотником, у пилота должно быть соответствующее свидетельство внешнего пилота. У нас в законодательстве есть такая норма, но сейчас нет ни одной утвержденной программы по обучению внешних пилотов
По его словам, в программе изложен определенный регламент, каким образом люди могут подтвердить свои компетенции, как они должны проходить теоретическую и практическую часть обучения, как сдавать экзамены для того, чтобы получить временное свидетельство внешнего пилота БАС в рамках ЭПР.
"Также есть барьер в получении сертификата эксплуатанта. Его тоже нет ни у одной организации, а он необходим, чтобы выполнять воздушные коммерческие перевозки. В рамках эксперимента мы предложили замену этого сертификата — предусмотрен определенный порядок внесения субъектов ЭПР — эксплуатантов БАС в реестр эксплуатантов в рамках ЭПР. Это по сути является завершающим этапом допуска к практической работе в опытном районе применения БАС в Томской области", — пояснил глава Сибирского отделения ФПИ.
Таким образом, в рамках первого этапа работ по ЭПР эксплуатанты БАС, то есть участвующие субъекты, должны пройти облегченные процедуры допуска к эксплуатации их беспилотников, получить соответствующий акт допуска, обеспечить подготовку внешних пилотов и сдачу экзамена, а также пройти процедуру внесения компании в Реестр эксплуатантов БАС.
Эта работа не на один день или месяц. Мы рассчитываем, что в течение по крайней мере двух месяцев первые команды, первые организации-эксплуатанты эту процедуру пройдут. Как минимум процедуру оценки годности их беспилотных судов. Параллельно будет идти работа по подготовке и аттестации внешних пилотов